Разбираемся в терминах: налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это система, при которой бизнес добровольно дает налоговым органам доступ к своим данным и информационной системе. Раньше к ней привлекали только крупных налогоплательщиков, а сейчас это доступно и среднему бизнесу.
Мониторинг — одна из форм налогового контроля, но важное отличие от других в том, что организация предоставляет доступ добровольно.
В чем суть: вместо камеральных и выездных проверок инспекторы контролируют деятельность бизнеса удаленно. Они вправе просматривать налоговую и бухгалтерскую отчетность в системе и запрашивать дополнительные сведения. Например, пояснения в устной и письменной форме. Кроме прочего, они могут привлечь специалистов и экспертов для решения отдельных вопросов.
Если налоговики найдут ошибки и нарушения, то направят организации мотивированное мнение. Сделать это инспекторы должны до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга.
В ответ на это бизнес может:
- выполнить предписания, если у него нет возражений;
- направить обращение в налоговую в течение месяца, если возражения есть.
Налоговики пересмотрят ситуацию и либо изменят мнение, либо нет. В последнем случае компании придется выполнить все предписания.
В чем плюс системы:
- Взаимное доверие между налоговой и бизнесом хорошо скажется на его репутации в глазах потенциальных партнеров и инвесторов.
- Контроль инспекции позволит своевременно узнать о нарушениях и исправить их, пока не стало поздно.
- Постоянное регулирование со стороны ИФНС поможет усовершенствовать систему работы с отчетностью и выплат в госбюджет.
- Мониторинг позволяет сэкономить на сопровождении налоговых проверок и других форм налогового контроля.
Минусы тоже есть:
- технически сложно организовать полный доступ к системе;
- так как все взаимодействие происходит онлайн, всегда есть риск утечки важных данных.
Прежде чем принимать участие, стоит взвесить все за и против или проконсультироваться со специалистом.