Как вести бухгалтерский учет самостоятельно?

 Как вести бухгалтерский учет самостоятельно?

Как вести бухгалтерский учет самостоятельно

Необходимость вести бухучет есть только у организаций — их обязывает закон 402-ФЗ. У предпринимателей такой обязанности нет. Но, как показывает практика, без организованной бухгалтерии бизнесу не обойтись — предприниматели тоже нанимают сотрудников, платят налоги и взносы, оформляют договоры, рассчитываются с клиентами. Большинству финансовых операций нужен учет.

Сложность бухучета зависит от множества факторов. Например:

  • Выбранный налоговый режим. Он напрямую влияет на налоговую нагрузку и объем отчетности. Например, на патенте подавать отчетность не нужно, а упрощенцы раз в год подают одну декларацию и ведут КУДиР. Больше всего отчетности у плательщиков ОСНО.
  • Наличие штата. Работодатели ежемесячно оформляют расчет зарплаты, при необходимости — отпускные, больничные, дополнительные выплаты. Платят за сотрудников взносы и отчитываются по ним.
  • Объем работы. Чем больше хозяйственных операций совершает бизнес, тем дольше их оформлять.
  • Специфика деятельности. В каждой сфере есть свои нюансы, которые могут влиять на учет. Если бизнес работает сразу в нескольких направлениях, его учет будет сложнее, чем при однотипной деятельности.

Главная задача бухучета — собрать, правильно отразить и систематизировать всю информацию об обязательствах и финансовых результатах бизнеса.

Вот программа-минимум для тех, кто решил организовать бухгалтерский учет самостоятельно:

1️⃣ Назначить ответственного за ведение бухгалтерии. Заниматься учетом может сам руководитель, предприниматель, бухгалтер или другой компетентный сотрудник.

2️⃣ Выбрать систему налогообложения. Стоит заранее рассчитать налоговую нагрузку на каждом из доступных режимов и сравнить объемы отчетности, чтобы выбрать оптимальный.

3️⃣ Разработать учетную политику. Это обязательное условие только для организаций. В учетной политике нужно закрепить порядок, в котором компания будет вести налоговый и бухгалтерский учет.

Все правила досконально прописывать не нужно. Важно уточнить те, в которых есть выбор. К примеру, какой метод использует бизнес при расчете налога на прибыль — кассовый или метод начисления? Как формируется себестоимость? Какой лимит устанавливает для учета основных средств?

В учетной политике также необходимо установить:

  • рабочий план счетов (основываясь на Плане счетов из Приказа Минфина №94н);
  • формы первичных документов;
  • налоговые регистры.

4️⃣ Составить налоговый календарь, чтобы вовремя сдавать отчетность и перечислять платежи на выбранном режиме.

Важно постоянно держать руку на пульсе изменений. Бухгалтерские стандарты регулярно пересматриваются и дополняются, формы отчетности корректируются, меняются сроки — и все это нужно своевременно учитывать.

Чтобы снять с себя нагрузку и не переживать о сроках и изменениях, можно нанять штатного бухгалтера или передать часть обязанностей на аутсорсинг. Команда удаленных специалистов возьмет на себя работу с учетом, а вы сможете направить свободное время на развитие своего дела.