Налоговый учет: что нужно знать руководителю
Налоговый учет обязателен для всех, кроме самозанятых и плательщиков ПСН. Это система, по которой бизнес обрабатывает и хранит сведения о хозяйственных операциях, необходимые для расчета налоговой базы. Источники информации для налогового учета — регистры, которые заполняют данными из первичных документов.
❓ Какие цели у налогового учета
Есть три основных:
- Фискальная. Данные налогового учета нужны первоочередной налоговой — для контроля работы бизнеса и расчета налогооблагаемой базы.
- Информационная. Налоговый учет отражает финансовое состояние бизнеса: сколько налогов он платит, во сколько обходятся взносы, какие перед ним обязательства. Такие знания нужны не только налоговой, но и руководителям при принятии управленческих решений.
- Контролирующая. Правильный налоговый учет поможет легально оптимизировать налоги, успешно пройти проверки инспекции и уберечь себя от штрафов и санкций ИФНС.
⚠ Требования к налоговому учету
Требования, которые обязательно нужно исполнить при организации налогового учета, перечислены в 313 статье НК РФ.
В отдельных методах бизнесу предлагают несколько вариантов на выбор. Например, начислять амортизацию в налоговом учете можно двумя способами: линейным и нелинейным. Компании и ИП могут самостоятельно выбрать наиболее оптимальный.
Обязательных форм для налоговых регистров нет. Бизнес вправе взять за основу стандартные образцы или разработать собственные.
Какие данные включают в налоговый учет:
- формирование доходов и расходов;
- определение доли расходов, учитываемых при расчете налоговой базы в текущем периоде;
- объем остатков затрат (убытков), которые нужно перенести на следующий период;
- порядок создания резервов;
- налоговые задолженности.
Принципы ведения налогового учета
Порядок, в котором бизнес будет вести НУ, он определяет самостоятельно. Его обязательно закрепляют в учетной политике.
Но есть общие принципы, которых важно придерживаться:
1️⃣ Все операции отражаются в рублях. Если сделка проходила в валюте, ее пересчитывают на рубли.
2️⃣ Учет имущества бизнеса и имущества других лиц ведется обособленно.
3️⃣ Налоговый учет ведется непрерывно.
4️⃣ Все формы НУ заполняются по мере совершения операций, последовательно.
5️⃣ Учитываемые в налоговой базе расходы должны идти на деятельность, которую бизнес ведет для получения дохода.
Методы ведения налогового учета
В учетной политике бизнес закрепляет порядок, в котором будет вести НУ:
- правила, установленные Налоговым кодексом;
- методы, которые бизнес выбрал сам;
- обоснования со ссылками на НК РФ, позволяющие ему применять выбранные способы.
Также в учетной политике закрепляется порядок обособленного учета некоторых показателей, например:
- облагаемых и необлагаемых НДС облигации;
- полученных субсидий и финансовых инвестиций;
- авансов на производство товаров длительного цикла, если бизнес определяет налоговую базу в момент отгрузки и т.д.
Нужно ли менять положения о налоговом учете
В отдельных случаях это обязательно:
- если бизнес начинает использовать новые методы или менять порядок на практике;
- если вносятся изменения в законодательство.
Налоговый учет — это многоэтапный комплексный процесс, который нужно вести непрерывно. При этом важно держать руку на пульсе изменений в законе — любое нововведение должно учитываться во внутренней политике.