Налоговый учет: что нужно знать руководителю

 Налоговый учет: что нужно знать руководителю

Налоговый учет обязателен для всех, кроме самозанятых и плательщиков ПСН. Это система, по которой бизнес обрабатывает и хранит сведения о хозяйственных операциях, необходимые для расчета налоговой базы. Источники информации для налогового учета — регистры, которые заполняют данными из первичных документов.

❓ Какие цели у налогового учета

Есть три основных:

  • Фискальная. Данные налогового учета нужны первоочередной налоговой — для контроля работы бизнеса и расчета налогооблагаемой базы.
  • Информационная. Налоговый учет отражает финансовое состояние бизнеса: сколько налогов он платит, во сколько обходятся взносы, какие перед ним обязательства. Такие знания нужны не только налоговой, но и руководителям при принятии управленческих решений.
  • Контролирующая. Правильный налоговый учет поможет легально оптимизировать налоги, успешно пройти проверки инспекции и уберечь себя от штрафов и санкций ИФНС.

⚠ Требования к налоговому учету

Требования, которые обязательно нужно исполнить при организации налогового учета, перечислены в 313 статье НК РФ.

В отдельных методах бизнесу предлагают несколько вариантов на выбор. Например, начислять амортизацию в налоговом учете можно двумя способами: линейным и нелинейным. Компании и ИП могут самостоятельно выбрать наиболее оптимальный.

Обязательных форм для налоговых регистров нет. Бизнес вправе взять за основу стандартные образцы или разработать собственные.

Какие данные включают в налоговый учет:

  • формирование доходов и расходов;
  • определение доли расходов, учитываемых при расчете налоговой базы в текущем периоде;
  • объем остатков затрат (убытков), которые нужно перенести на следующий период;
  • порядок создания резервов;
  • налоговые задолженности.

Принципы ведения налогового учета

Порядок, в котором бизнес будет вести НУ, он определяет самостоятельно. Его обязательно закрепляют в учетной политике.

Но есть общие принципы, которых важно придерживаться:

1️⃣ Все операции отражаются в рублях. Если сделка проходила в валюте, ее пересчитывают на рубли.

2️⃣ Учет имущества бизнеса и имущества других лиц ведется обособленно.

3️⃣ Налоговый учет ведется непрерывно.

4️⃣ Все формы НУ заполняются по мере совершения операций, последовательно.

5️⃣ Учитываемые в налоговой базе расходы должны идти на деятельность, которую бизнес ведет для получения дохода.

Методы ведения налогового учета

В учетной политике бизнес закрепляет порядок, в котором будет вести НУ:

  • правила, установленные Налоговым кодексом;
  • методы, которые бизнес выбрал сам;
  • обоснования со ссылками на НК РФ, позволяющие ему применять выбранные способы.

Также в учетной политике закрепляется порядок обособленного учета некоторых показателей, например:

  • облагаемых и необлагаемых НДС облигации;
  • полученных субсидий и финансовых инвестиций;
  • авансов на производство товаров длительного цикла, если бизнес определяет налоговую базу в момент отгрузки и т.д.

Нужно ли менять положения о налоговом учете

В отдельных случаях это обязательно:

  • если бизнес начинает использовать новые методы или менять порядок на практике;
  • если вносятся изменения в законодательство.

Налоговый учет — это многоэтапный комплексный процесс, который нужно вести непрерывно. При этом важно держать руку на пульсе изменений в законе — любое нововведение должно учитываться во внутренней политике.